Собственник… нашего времени

4 февраля этого года президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам улучшения качества жилищно-коммунальных услуг отметил, что сфера ЖКХ должна контролироваться общественными организациями. Необходимость этого он объяснил так: «Комплекс ЖКХ служит людям, оказывает самые востребованные услуги и потому должен находиться под постоянным и полным гражданским контролем, нужно серьёзно повысить публичную открытость отрасли. В этой связи предлагаю поддержать создание общественных организаций, которые помогут органам власти отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, будут контролировать работу управляющих компаний, а также следить за коммунальными тарифами в регионах Российской Федерации». Словно вторя словам президента и выдвигая новый лозунг для нас, жильцов, на прошлой неделе (9 апреля) прошла пресс-конференция на тему «ЖКХ – под общественный контроль». Какие задачи были поставлены перед общественным контролем, созданы ли уже такие общественные центры и как обстоят дела в этом отношении в нашей области -  об этом речь пойдет в этой статье.

 

А участники кто?

 

Создать целую сеть общественных организаций, содействующих контролю за выполнением обязательств предприятиями ЖКХ - вот задача, которая была поставлена перед Правительством и региональными властями президентом РФ в рамках Указа от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Обсудить поднятую проблему собрались руководители общественных организаций нескольких субъектов России. Помимо них в дискуссии участвовали  – руководитель Рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев, председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

 

Поставленные задачи.

 

В ходе обсуждения были озвучены следующие задачи создания сети общественного контроля:

-организовать честный и конструктивный диалог с гражданами для выявления реальных проблем и оперативного их устранения. Другими словами, каждый может обратиться с проблемой своего дома и ожидать соответствующей реакции.

-контроль за выполнением организациями ЖКХ возложенных на них обязательств;

-разъяснение собственникам и нанимателям их прав и обязанностей, касающихся сферы ЖКХ;

-выявление нарушений законодательства и наблюдение ситуации касаемо ЖКХ в целом по региону;

- разработка предложений, направленных на усовершенствование законодательства сферы ЖКХ.

 

Опыт регионов.

 

В некоторых регионах система общественного контроля организовывается на базе уже существующих организаций. В качестве примера на конференции упоминалось об екатеринбургской городской организации дворов «Житель» и башкирском региональном общественном движении союз домовых комитетов «Башдомком». На базе них и были организованы местные центры общественного контроля. К слову сказать, в нашей области такой центр был создан 24 января 2013 года. Как сообщается на сайте Общественной палаты Калужской области, Центр общественного контроля в сфере ЖКХ при Общественной палате Калужской области создан «в целях повышения эффективности общественного контроля и защиты прав граждан в сфере ЖКХ, организации взаимодействия органов власти и общественности для разработки и реализации программ жилищного просвещения населения Калужской области».

 

   В заключение стоит упомянуть, что на это нововведение возлагаются большие надежды: Андрей Чибис, подводя итоги пресс-конференции, отметил, что участие граждан позволит сдвинуть ситуацию в ЖКХ с «мертвой точки». А это значит, что тут уже не отсидишься в стороне: активная позиция и жилищная грамотность – вот кредо собственника нашего времени.